Каждое предприятие нуждается в дальнейшем развитии. Улучшение компании потребует дополнительного капитала. Получить поддержку в этом вопросе поможет привлечение инвесторов. Первая ступень на пути к модернизации бизнеса – заинтересовать потенциального инвестора, в этом немаловажную роль может сыграть правильное проведение переговоров. К подобным переговорам нужно очень основательно подготовиться.
При переговорах предложение продавца должно быть четким и продуманным. Даже если цена бизнеса окончательно не решена, то все равно характеристика предприятия, его перспектива должны прозвучать ясно. Не нужно предоставлять только мельчайшие крупицы информации или выделять только достоинства бизнеса – это ни к чему хорошему не приведет. Избежать никому не нужной задержки времени поможет своевременное предоставление достоверных данных. Лучше приготовить всю информацию в виде отчета, где изложить доходы и расходы предприятия, количество сотрудников и так далее. При переговорах с инвестором лучше заранее подготовить развернутый ответ о мотивах продажи предприятия, чтобы этот неожиданный вопрос, заданный им, не позволил продавцу выдавать лишнюю, не имеющую отношения к делу, информацию.
При раскрытии приоритетов бизнеса следует учитывать интересы и предпочтительные взгляды инвестора. Узнав всё, нужно постараться представить бизнес именно с этих сторон. Например, если бизнес заинтересовал покупателя не как прибыльное дело, а как предприятие с удобными площадями, то следует сделать акцент именно на этих площадях. А если бизнес приобретается с целью развития, то нужно подчеркнуть его возможные перспективы. Если инвестора заинтересует предложение, он будет искать информацию не только о предприятии, но и о продавце. И продавцу тоже следует навести справки, изучить деятельность инвестора и принять решение, стоит ли ему доверять.
Как продать бизнес?
Предприятия, специализирующиеся на розничной торговле, для привлечения покупателя стараются украсить торговое место красивыми витринами, одеть товар в красочную упаковку. Продавая квартиру или машину, мы стараемся представить ее в самом лучшем свете, так сказать, в «красивой упаковке».
Так же дело обстоит и с готовым бизнесом. Перед тем как показывать предприятие, неплохо было бы создать эту красивую упаковку. Например, если здание(я) требует косметического ремонта, то нужно сделать его. Убрать мусор с помещения и прилегающей территории, побелить, покрасить где нужно, в общем, навести порядок.
Эти старания будут того стоить. Бывали такие случаи, когда небольшие предприятия остро нуждались в инвестициях, и к тому же у них имелись некоторые долги. На первый взгляд это могло отпугнуть покупателей. Но, посетив его, инвесторы увидели четкую и слаженную работу оборудования, чистые помещения, отзывчивый и дружный коллектив. В результате их мнения кардинально менялись, и организация получала необходимые инвестиции. Конечно же, эти инвестиции были получены не только благодаря порядку и чистоте, но и этот фактор сыграл свою значимую роль.
И последнее, не стоит при разговоре с инвестором углубляться в технические составляющие проекта, а тем более заставлять его проводить какие-то математические вычисления и расчеты, все это продавец должен предоставить сам в виде максимально наглядного отчета.