Планируя создать собственный бизнес, вы должны обладать достаточными знаниями и опытом именно в той сфере, которую собираетесь развивать. Конечно же, любая предпринимательская деятельность таит в себе множество рисков, минимизировать которые возможно различными способами.
Если вы владеете стартовым капиталом и некоторым набором идей относительно собственного дела, но не решаетесь на ответственный шаг создания собственной торговой марки, система франчайзинга может значительно помочь вам.
В общем-то, такое направление деятельности, как франчайзинг, уже давно завоевало популярность среди начинающих бизнесменов во всем мире. Если объяснять на примитивном уровне, то компания, уже давно функционирующая на рынке, имеющая свою клиентуру и некоторый уровень престижа, наработанные технологии работы и прочие привилегии, связанные с опытом, предлагает новичкам на рынке право использования ее имени, бренда и технологий взамен на некоторую оплату - роялти. Компания, предлагающая услуги франчайзинга, называется франчайзером. Компания, которая такие услуги приобретает, называется франчайзи. Договор подобного сотрудничества называется франшиза.На российском рынке франшизу предлагают как отечественные, так и зарубежные компании. Особой популярностью франчайзинг пользуется в сфере торговли, а также в ресторанном бизнесе. Если говорить о производстве и реализации продуктов питания, то можно смело заявить, что в этой сфере рациональнее создать и развивать собственное имя. А вот в сфере торговли одеждой, например, франчайзинг используется довольно часто.
Если говорить о зарубежных брендах модной одежды, то например, компания «Маратекс» предлагает всем российским компаниям франшизу на использование бренда ESPRIT. А компания «Эстана» владеет правами на франшизу торговых марок МЕХХ и Calvin Klein. Такие магазины функционируют во многих городах страны.
По франшизе франчайзи должен заплатить за использование бренда первоначальный взнос, а потом ежемесячно выплачивать франчайзеру роялти от выручки. Взамен франчайзер предлагает не только имя, но и техническую и информационную поддержку франчайзи. В этом случае риски потерпеть крах на рынке снижаются в 4-6 раз.
Очень многие начинающие бизнесмены заключают договор франшизы, набираются опыта работы в течение определенного времени, после чего переходят на самостоятельное функционирование. Для франчайзера подобная деятельность влечет за собой не только дополнительную прибыль в виде первоначальных взносов от франчайзи и регулярно выплачиваемого роялти, а и выгоду в виде своеобразной рекламы и продвижения бренда.
Общепит
Особого внимания требует рассмотрение особенностей предоставления франшизы на рынке предприятий общественного питания. Очень многие начинающие бизнесмены стремятся открыть свой ресторан или закусочную, зачастую не осознавая, что такая деятельность таит в себе много нюансов и особенностей. Раскрутиться с нуля в данном сегменте рынка очень сложно. Именно поэтому приобретение франшизы может помочь наладить свой бизнес.
Большинство франчайзеров предлагают свои услуги в Москве и в Санкт-Петербурге. Но с условием того, что рынок в этих городах уже перенасыщен, они понемногу перемещаются и на другие территории деятельности. Международные сети быстрого питания, которые предлагают франшизу в России – это McDonald's, Tesco Bell, Sbarro и Pizza Hut. Существуют и российские франчайзеры, которые предлагают свои услуги по содействию развитию начинающего бизнеса. К этой категории можно отнести компании «ДоДо-пицца», «Теремок-Русские блины», «Холидей-Рест», владеющая торговой маркой «Ростик’с», «Русское бистро». Это, естественно, далеко не полный список отечественных франчайзеров. Все они предлагают сотрудничество на разных условиях.
Потенциальный франчайзи должен приложить максимум усилий, чтобы удовлетворить все требования, предъявляемые франчайзером, некоторых отпугивают слишком жесткие условия функционирования. В любом случае при благоприятном стечении обстоятельств франшиза может принести выгоду обеим сторонам соглашения.