Ситуации, когда собственник принимает решение о продаже действующего предприятия, совершенно не обязательно могут быть связаны с его банкротством или другими негативными факторами. Причиной продажи предприятия, к примеру, может стать решение его владельца о смене вида деятельности или нежелании больше заниматься бизнесом вообще. Но, чтобы не послужило такой причиной, во всех подобных ситуациях перед учредителями предприятия встает непростая задача поиска покупателя, к решению которой необходимо подходить с максимальной ответственностью.
Существует два основных способа продажи предприятия: так называемый открытый и закрытый. При открытом способе, информация о нем размещается в специализированных изданиях и не утаивается ни от сотрудников организации, ни от ее покупателей и поставщиков. Подобный способ продажи предприятия, при всех своих достоинствах, обладает и целым рядом серьезных недостатков. Это по большей части связано с тем, что поставщики предприятия, прознав про факт его продажи, могут потребовать возврата денег за товар или сырье, поставленные на предприятие ранее. Не очень положительное влияние информация о продаже предприятия оказывает и на его сотрудников. У большинства наемных работников в таких ситуациях пропадает всякое желание работать. Но, как бы то ни было, именно открытый способ продажи готового бизнеса наиболее эффективен и позволяет максимально быстро найти покупателя.
При открытой продаже могут быть задействованы два способа, каждый из которых обладает своими плюсами и минусами. Первый способ – это продажа предприятия силами его собственника и персонала. При таком способе информация о предприятии размещается в специализированных печатных и электронных изданиях. Очень важным фактором является правильная формулировка рекламных объявлений и выбор площадки для их размещения. Составляя текст рекламного объявления, необходимо использовать как можно более обтекаемые фразы, предоставляющие, тем не менее, достаточное количество информации о продаваемом объекте собственности. В качестве рекламных площадок для размещения информации о продаваемом предприятии лучше всего выбирать печатные и электронные издания, специализирующиеся именно на подобном роде деятельности.
При открытой продаже предприятия есть смысл поискать клиентов на него и среди своих основных конкурентов. Во многих случаях именно организации, занимающиеся аналогичным родом деятельности, как раз и становятся покупателями действующего бизнеса, позволяющего им расширить свое производство с минимальными затратами денег и времени.
Второй способ продажи заключается в обращении в специализированные организации, бизнес которых как раз и основан на подобном роде деятельности. Следует сразу отметить, что этот способ, несмотря на свою высокую затратность, является наиболее эффективным в подавляющем большинстве подобных случаев. Работая в данном сегменте рынка, именно такие предприятия располагают актуальной информацией о желающих приобрести готовый бизнес и могут осуществить его продажу в максимально короткие сроки. При таком способе собственнику предприятия не придется ломать голову о том, где разместить рекламное объявление и как его правильнее всего составить. Работа с потенциальными клиентами, показ производственных, торговых и складских площадей – все эти, а также многие другие специализированные вопросы в таких случаях лягут на плечи квалифицированных и опытных специалистов. Кроме этого, что важно, специалисты подобных компаний выполнят и все документальные процедуры, сделают это максимально оперативно и в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.